Автопортрет
Галина Лесива начала выставляться относительно недавно. После
десятилетки (жила тогда в Новокузнецке) она поступила в техническое
училище на машиниста мостового крана: надо было чем-то заниматься, а на
работу никуда не брали. О художественном училище Галина тогда и не
думала, даже с художественной школой хотела завязать, но позвонил
преподаватель и настоял, чтобы она доучилась до диплома. А через год
Лесива поступила в Кемеровское художественное училище.
— После десятого класса мне казалось, — говорит Галина, — что можно
заниматься чем угодно, реализовать себя в любой профессии, а потом я
поняла, что хочу заниматься именно искусством.
— На первом курсе студентам интереснее потусоваться, об искусстве никто не думает. Откуда у тебя эта сознательность взялась?
— Мне очень нравилось учиться в КХУ, мне нравились все предметы, за
исключением тех, которые не имели отношения к спецам. Но как у нас
преподавалась композиция, например, меня не устраивало. У нас ведь
делали акцент на то, что ты либо чувствуешь, либо нет, а мне было
интересно: есть ли определённые правила? И действительно, в живописи,
рисунке и композиции есть такие же чёткие правила, как и в математике.
Танец
— Ты закончила учёбу, дети немного подросли… Как ты возвращалась к творчеству?
— Я даже не знала, буду я заниматься творчеством или нет. Период,
связанный с рождением детей и ведением домашнего хозяйства, очень
сильно меня от этого отдалил. Поддержки не было ни с какой стороны.
Изоляция не способствует творчеству. Сейчас, когда дети выросли, я
просто испытываю внутренний протест против, скажем так, бытовухи. Я
начала работать. Не думаю, что чего-то добилась — это начальный этап.
Поэт и Муза
— Ну не совсем начальный. Ты ведь и раньше писала, и твои работы продавались, и даже за рубеж…
— Это были стихийные работы, совершенно случайные. Может, они и удавались, но это не было регулярным занятием.
— Твой бывший муж — известный художник. Как складывались отношения двух творческих людей?
— С одной стороны, у меня была возможность наблюдать, как он
работает, и, может, мне со стороны виднее, что у него удачно, что нет.
С другой стороны, тяжело, потому что он не воспринимал меня как
художника. Он считал, что я должна заниматься домашним хозяйством или
чем-то другим, но не искусством. И тут я вынуждена была доказывать и
себе, и ему, что я что-то могу. В Союзе художников женщин вообще мало,
они редко выставляются… Когда я иногда вынуждена говорить в Союзе, что
не смогу прийти на какое-то мероприятие, мне говорят, что женщина
вообще должна сидеть дома и воспитывать детей. А я добавляю, что ещё
лучше — быть немой, глухой и слепой к тому же. Ну можно иногда,
конечно, пошуметь кастрюлями на кухне. С другой стороны, в подобных
случаях, когда жена сидит за мужем как за каменной стеной, она —
случись что — оказывается неготовой к самостоятельной жизни. Я считаю,
что женщина просто обязана заниматься каким-то делом, чтобы могла себя
и детей обеспечить. А мужчина мало ли: то он запил, то у него кризис…
Беседовала Наталья КИМ.
г. Кемерово.
Собор
Двое под дождём
Осень
|