Четверг, 21.09.2017, 17:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2010 » Июнь » 5 » Гнев и страхи Луиз Буржуа
06:15
Гнев и страхи Луиз Буржуа

Олеся Ханцевич

НГ Антракт

Арт-терапия помогла великому скульптору прожить почти 100 лет

Главная женщина в современном искусстве ХХ века Луиз Буржуа умерла 31 мая в возрасте 98 лет. До последних дней жизни скульптор усердно трудилась над своей новой выставкой, которая, уже посмертно, откроется 5 июня в Венеции.

Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер. Фото с официального сайта Центра Помпиду

Жизнь американской художницы французского происхождения интересна не только историкам и любителям искусства – это история преданного своему делу человека, который терпеливо шел к цели на протяжении 60 лет и в результате добился невероятного успеха. Всемирное признание пришло к Буржуа в возрасте, до которого большинство художников просто не доживают: ей исполнилось 70, когда в 1982 году Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) открыл большую ретроспективу ее творчества. Мадам Буржуа стала первой женщиной-художницей, удостоенной такой чести. На родине, во Франции, первая большая экспозиция состоялась только в 1995 году, когда ей было 84 года. С тех пор творения этой хрупкой женщины преклонных лет – скульптуры, инсталляции, гравюры, картины – выставлялись по всему миру: в Лондонской TATE, Центре искусств королевы Софии в Мадриде, в Эрмитаже, снова в Париже, Центре Жоржа Помпиду и саду Тюильри (2009) и т.д. В 1999 году Буржуа была удостоена «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале.

«Меня зовут Луиз Буржуа. Я родилась 25 декабря 1911-го в Париже. Все мое творчество на протяжении последних 50 лет, сюжеты моих работ, все берет свое начало в моем детстве» – так звучало предисловие к ретроспективе скульптора в Центре Помпиду. Она выросла во французской провинции, где помогала родителям в семейном бизнесе – реставрации шпалер и гобеленов. Детство художницы нельзя назвать счастливым: с ранних лет девочка была свидетельницей открытых измен отца-тирана с английской гувернанткой, жившей у них в доме. Эти обстоятельства, сложные отношения с отцом, смерть матери в 1932 году и одиночество оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества. «Нужно каждый день избавляться от своего прошлого или принять его. Если же это не получается, нужно становиться скульптором», – писала она в своих мемуарах. Дневники, которые художница хранила с 1923 года, говорят о раздиравших ее чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер, оно проникнуто гендерной проблематикой: женщина в нем – всегда жертва мужчины и его сексуальной тирании.

Получив художественное образование в Париже, в 1938 году Буржуа вышла замуж за искусствоведа американца Роберта Голдуэйтера. С ним она уехала из Франции, в которой, по ее словам, «не смогла бы выжить из-за хаоса семейных отношений», в Нью-Йорк. Там во время Второй мировой войны она примкнула к французам-сюрреалистам, бежавшим в США, но быстро потеряла к ним интерес и начала свою самостоятельную карьеру, полную открытий. Последующие почти 40 лет Буржуа жила тихой жизнью домохозяйки, воспитывала трех сыновей и постепенно зарабатывала известность в узких кругах. В этот период художница отдает дань всем основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами: начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и самое сокровенное.

В 1980-х годах, уже после смерти мужа, творчество Буржуа стало предметом растущего интереса. Академические круги приветствовали ее в связи с распространением феминизма, а молодые художники интересовались ее жизнью и работой из-за творческой независимости, использования различных стилей, отсылок к истории искусства и чувствительности к социальным вопросам. К тому моменту не было никаких сомнений: Луиз Буржуа создала свой символический словарь, в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные, часто феминистские образы.


Одна из знаменитых «Паучих» Луиз Буржуа была выставлена в галерее TATE.
Фото Reuters

Широкую известность принесли Буржуа ее гигантские «Паучихи» – огромные скульптуры из стали, бронзы и мрамора, на протяжении последних 20 лет ползающие по выставочным площадкам всего мира. В 2007 году одна такая девятиметровая фигура, названная Буржуа «Мамой», была выставлена на открытом воздухе в Лондоне перед галереей TATE. «Этот паук – посвящение моей матери, которая была для меня лучшим другом. Подобно пауку, она была ткачихой и защитницей», – говорила тогда пожилая создательница.

Женщина – жертва, мать и труженица – всегда находилась в центре творчества Буржуа. «Женщины – лузеры, они нищие, даже несмотря на борьбу за свои права. Ибо судьба женщины определяется нашей одаренностью. Это жестокая вещь. Если у вас нет таланта, нет хорошего образования, нет манер, нет самообладания, то что вы собираетесь делать со своей жизнью? А жизнь – это серьезная штука и часто трагичная», – писала когда-то Буржуа, первая художница, заставившая мировую арт-сцену говорить о себе всерьез.

Категория: Дайджест | Просмотров: 984 | Добавил: Antares | Теги: Луиз Буржуа, искусство, феминизм
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]