Олеся Ханцевич
НГ Антракт
Арт-терапия помогла великому скульптору прожить почти 100 лет
Главная женщина в современном искусстве ХХ века Луиз Буржуа умерла 31
мая в возрасте 98 лет. До последних дней жизни скульптор усердно
трудилась над своей новой выставкой, которая, уже посмертно, откроется 5
июня в Венеции.
Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер.
Фото с официального сайта Центра Помпиду
Жизнь американской художницы французского происхождения интересна не
только историкам и любителям искусства – это история преданного своему
делу человека, который терпеливо шел к цели на протяжении 60 лет и в
результате добился невероятного успеха. Всемирное признание пришло к
Буржуа в возрасте, до которого большинство художников просто не
доживают: ей исполнилось 70, когда в 1982 году Нью-Йоркский музей
современного искусства (MoMA) открыл большую ретроспективу ее
творчества. Мадам Буржуа стала первой женщиной-художницей, удостоенной
такой чести. На родине, во Франции, первая большая экспозиция состоялась
только в 1995 году, когда ей было 84 года. С тех пор творения этой
хрупкой женщины преклонных лет – скульптуры, инсталляции, гравюры,
картины – выставлялись по всему миру: в Лондонской TATE, Центре искусств
королевы Софии в Мадриде, в Эрмитаже, снова в Париже, Центре Жоржа
Помпиду и саду Тюильри (2009) и т.д. В 1999 году Буржуа была удостоена
«Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале.
«Меня зовут Луиз Буржуа. Я родилась 25 декабря 1911-го в Париже. Все
мое творчество на протяжении последних 50 лет, сюжеты моих работ, все
берет свое начало в моем детстве» – так звучало предисловие к
ретроспективе скульптора в Центре Помпиду. Она выросла во французской
провинции, где помогала родителям в семейном бизнесе – реставрации
шпалер и гобеленов. Детство художницы нельзя назвать счастливым: с
ранних лет девочка была свидетельницей открытых измен отца-тирана с
английской гувернанткой, жившей у них в доме. Эти обстоятельства,
сложные отношения с отцом, смерть матери в 1932 году и одиночество
оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась
освободиться в дальнейшем при помощи творчества. «Нужно каждый день
избавляться от своего прошлого или принять его. Если же это не
получается, нужно становиться скульптором», – писала она в своих
мемуарах. Дневники, которые художница хранила с 1923 года, говорят о
раздиравших ее чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое
творчество Буржуа носит очень личный характер, оно проникнуто гендерной
проблематикой: женщина в нем – всегда жертва мужчины и его сексуальной
тирании.
Получив художественное образование в Париже, в 1938 году Буржуа вышла
замуж за искусствоведа американца Роберта Голдуэйтера. С ним она
уехала из Франции, в которой, по ее словам, «не смогла бы выжить из-за
хаоса семейных отношений», в Нью-Йорк. Там во время Второй мировой
войны она примкнула к французам-сюрреалистам, бежавшим в США, но быстро
потеряла к ним интерес и начала свою самостоятельную карьеру, полную
открытий. Последующие почти 40 лет Буржуа жила тихой жизнью
домохозяйки, воспитывала трех сыновей и постепенно зарабатывала
известность в узких кругах. В этот период художница отдает дань всем
основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до
абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами:
начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и
латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и
бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний:
материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и
самое сокровенное.
В 1980-х годах, уже после смерти мужа, творчество Буржуа стало
предметом растущего интереса. Академические круги приветствовали ее в
связи с распространением феминизма, а молодые художники интересовались
ее жизнью и работой из-за творческой независимости, использования
различных стилей, отсылок к истории искусства и чувствительности к
социальным вопросам. К тому моменту не было никаких сомнений: Луиз
Буржуа создала свой символический словарь, в котором личный опыт и
фантазии конкретизированы в выразительные, часто феминистские образы.
Одна из знаменитых «Паучих» Луиз Буржуа была выставлена в галерее TATE.
Фото Reuters |
Широкую известность принесли Буржуа ее гигантские «Паучихи» –
огромные скульптуры из стали, бронзы и мрамора, на протяжении последних
20 лет ползающие по выставочным площадкам всего мира. В 2007 году одна
такая девятиметровая фигура, названная Буржуа «Мамой», была выставлена
на открытом воздухе в Лондоне перед галереей TATE. «Этот паук –
посвящение моей матери, которая была для меня лучшим другом. Подобно
пауку, она была ткачихой и защитницей», – говорила тогда пожилая
создательница.
Женщина – жертва, мать и труженица – всегда находилась в центре
творчества Буржуа. «Женщины – лузеры, они нищие, даже несмотря на борьбу
за свои права. Ибо судьба женщины определяется нашей одаренностью. Это
жестокая вещь. Если у вас нет таланта, нет хорошего образования, нет
манер, нет самообладания, то что вы собираетесь делать со своей жизнью? А
жизнь – это серьезная штука и часто трагичная», – писала когда-то
Буржуа, первая художница, заставившая мировую арт-сцену говорить о себе
всерьез.