Феликс Кирсанов
В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила
ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к
использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была
понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим
вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.
Забудь о себе, займись делом
Это
принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит
мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и
съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается
и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед
аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь
выступлением, и вас не останется на волнение.
Оратор - хозяин положения
Некоторые
ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили
урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно
ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний
аудитории. Плачевное зрелище.
Надо помнить, что на время
выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести
за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при
этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и
строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься
своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои
замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.
Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой
Есть
такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят -
долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две
задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно
добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе
заплатить, чтобы ты оставил нас в покое". Злые - бьют (поэтому "нудист"
должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и
быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом
аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно
увлекать.
Принцип спектакля
Люди любят зрелища и яркие
ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и
аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней
развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать.
Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания.
Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей
жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.
Хочешь быть интересным - будь заинтересованным
Этот
принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно
и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать
исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения.
Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая,
следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.
Принцип разнообразия
Когда
мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину
- мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а
контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем
больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во
всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой):
говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными
эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно
жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи
- быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать
паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает
живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и
горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется
слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до
горизонта. Говорите разнообразно.
Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем
По
каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи
говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и
отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит
на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории
высказывания: "неужели непонятно" или "какие же вы бестолковые!", то
он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить
ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не
понять.
Претензии к слушателям неуместны
Как правило,
слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но
иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые
отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь
нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего
такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели -
ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять
им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело
общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с
ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в
том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие
есть.
Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме.
Исчерпайте тему, а не терпение слушателей
Говорят,
что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время
содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс:
принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его
время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять
слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни.
Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.
Принципы
- это векторы, задающие общее направление (я не стал раскрывать их
подробно, дабы не раздувать статью в 10 раз). Важно употреблять
принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в
зависимости от того, на лекции вы находитесь, на митинге или на
совещании.
http://digest.subscribe.ru/business/education/n58809671.html
|