Анна Семеновна Павлова была не только
великой и неподражаемой балериной, но и в той же степени великой,
неподражаемой женщиной! История о том, как Павлова “укротила” своего
строптивого возлюбленного, сделав его идеальным мужем, так же
увлекательна, как история покорения той же самой Павловой мировой
балетной сцены…
Новость о том, что барон Дандре, балетоман,
красавиц, умница, у которого в содержанках — сама Павлова, арестован за
растрату, потрясла Мариинский императорский театр. Мнения “балетных”
разделились. Одни говорили: “Наша Анна высосала из Дандре все до
капельки, и больше он ей не нужен! Конец деньгам — конец любви! Дандре
в тюрьме, а Павлова и в ус не дует: танцует себе в Париже у Дягилева,
кружит головы французам… А ведь, говорят, ее показания на процессе
могли бы облегчить участь Дандре… У этой женщины просто нет сердца!”
Другие возражали: “Да кто она ему, жена, что ли, чтобы, бросив Париж,
мчаться утирать слезы? Дура будет Аннет, если приедет!” Третьи верили:
“Да нет, Аннушка своего Дандре любит. Вот увидите: скоро примчится!”… …На
набережной Сены полощется ветром огромная афиша, сделанная по эскизу
Валентина Серова: на сером фоне мелом и углем — Павлова, парящая в
арабеске в “Сельфидах”. Надпись гласит: “Русские сезоны в Париже”… И
вечер за вечером в темноте зала театра “Шатле” длинные белые перчатки
дам и белые манжеты мужчин взлетают, как гигантская стая голубей:
божественную Павлову встречают овацией. “И ведь никаких фуэте, никаких
виртуозных фокусов, — восхищаются французы. — Только легкость,
воздушное скольжение, красота”… Несколько скульпторов с мировым именем
выстроились в очередь, чтобы лепить с натуры ее божественную ножку!
Дегилев мечтал: “То ли еще будет на премьере “Жизели”, где Павловастанцует с Нижинским! Идеал в танцевальном искусстве: два гения танца вместе!” Но в одно прекрасное утро Анна огорошила Дягелева:
репетиции “Жизели” она прекращает, и вообще спешно уезжает из Парижа!
Впрочем, чего-то подобного Сергей Павлович ждал — до него уже дошли
слухи об аресте покровителя Павловой — коллежского советника Виктора
Эмильевича Дандре по уголовному обвинению в получении взятки при сдаче
подряда на постройку Охтинского моста… — Конечно, для моей антрепризы это серьезный удар,
но я могу вас понять, Анна — сказал Дягелев. — Я знаю, человек,
которого вы любите, попал в беду… Поезжайте в Петербург, Анна, и
передайте мой поклон Дандре. — Но я вовсе не собираюсь в Петербург, с чего вы
взяли! Я просто подписала другой контракт, и еду в Америку, потом — в
Лондон, буду гастролировать в “Паласе”… — Как в “Паласе”, Анна?! Это ведь даже не театр, а
мюзик-холл! Там выступают жонглеры, чревовещатели и дрессированные
собачки, а по рядам зрительного зала ходят торговцы пирожками… Анна, вы
же не станете втаптывать высокое искусство балета в грязь? — За 1200 фунтов в неделю — стану! — Ну, Анна, у меня просто нет слов! Я простил бы
вас, если бы вы пожертвовали нашим контрактом ради любви. Но из-за
денег?! Это пошло, недостойно, унизительно! “Что этот извращенец знает о любви и жертве? —
злилась Анна, пакуя чемоданы. — И что он, этот вальяжный барин, знает о
деньгах и об унижении? Вот ее, Павлову, унижали всю жизнь! Взять хотя
бы того же Дандре, поставившего ее, Павлову, в мучительное положение
незаконной жены. А ведь это так же тяжело и унизительно, как быть
незаконной дочерью!
НЕЗАКОННАЯ ДОЧЬ
Павлова
еще в ранней юности придумала себе биографию, и потом много лет подряд
рассказывала ее слово в слово, не сбиваясь и почти не путаясь (если не
считать параллельно существовавших двух вариантов отчества — Матвеевна
и Павловна). Мол, на свет она появилась недоношенной и очень
слабенькой, так что первые несколько месяцев ее держали в вате. Ее
отец, рядовой Семеновского полка Матвей Павлович Павлов, умер молодым,
когда ей самой было года два, и они с матерью — Любовью Федоровной,
женщиной глубоко религиозной, зарабатывавшей гроши стиркой белья —
отчаянно нуждались, случалось, что даже нечего было есть, кроме пустых
щей. Словом, жили бедно, но честно и в большой любви.
А время от времени мать делала своей Нюрочке “царский” подарок — брала
билеты на галерку Мариинки, и волшебный мир балета открывался во всей
своей волшебной красе… Вот и стала девочка просить: “Отдай меня, мама,
в балетное училище”. “Нам же придется расстаться”, — плакала мать, а
Нюрочка отвечала: “Если это необходимо, чтобы танцевать, тогда, значит,
надо расстаться”. Не рассказывать же ей было о том, какой гадкой она
сама себе казалась под вечно неприязненным взглядом Матвея Павловича
(кстати, он дотянут до глубокой старости, и чуть ли не пережил саму
Анну). Как, узнав, что настоящий ее отец — банкир Лазарь Поляков, в
доме которого Любовь Федоровна, служила когда-то горничной, она ходила
к “отчему” дому, тянулась на цыпочках, заглядывала в окна… Насчет
пустых щей Павлова тоже несколько преувеличивала: Любовь Федоровна
взяла с Полякова очень приличные отступные. Достаточно взглянуть на их
домик в Лигово, дачном пригороде Санкт-Петербурга: добротный,
двухэтажный, в три окна… К слову, Любовь Федоровна действительно
зарабатывала на жизнь стиркой, но только не в качестве прачки, а
содержа собственную прачечную. Пожалуй, единственное, что в рассказах
Анны Матвеевны о собственном детстве было правдой — это ее врожденная
ослабленность и худоба. Ее даже чуть было не забраковали на
вступительных экзаменах… …Императорское
театральное училище располагалось на Театральной улице, в двух шагах от
Невского проспекта с его вельможами, каретами, лавками, кондитерскими и
гостиным двором. Впрочем, ход на Невский “пепиньеркам” (так называли
будущих танцовщиц, проживавших в училище постоянно, в отличие от
экстернаток) был заказан. Даже на самые короткие расстояния их вывозили
исключительно в закрытой громоздкой старомодной карете. Одевались
пепиньерки в серые полотняные платьица с квадратным вырезом, короткими
пелеринками и юбками до половины икры. Порядки в училище царили самые
строгие: после того, как одна пепиньерка сбежала с офицером, их даже
перестали отпускать домой на летние каникулы. Девочки жили на втором
этаже, мальчики —
на третьем, между ними строго запрещалось всякое общение. И даже в
домашнюю церковь девочки могли ходить только в сопровождении классных
дам. Зато чай в ученической столовой часто пили члены
августейшей фамилии. Однажды пожаловал сам государь, посадил на колени
подругу Анны — Брониславу Белинскую… Двенадцатилетняя Павлова громко
заплакала: ей так хотелось, чтобы Государь отметил своим вниманием ее
саму! Но куда ей до августейшей милости, когда за тощую комплекцию
товарки дразнят Шваброй… “То, что вам кажется недостатком , Анна, на самом
деле редкое качество, выделяющее вас из тысячи других”, твердил Аннушке
ее преподаватель, прославленный балетный постановщик Морис Петипа. Он
видел в дурнушке Павловой такой мощный талант, что, переступив через
отцовские чувства, отобрал у собственной дочери партию Флоры и отдал ее
юной Павловой… И
вот, наконец, выпускной экзамен! В маленьком театре училища собралась
Царская семья: император Александр Третий под руку с Императрицей
Марией Федоровной, наследник цесаревич Николай Александрович и четыре
брата Государя — Великие князья Владимир Александрович, Алексей
Александрович, Сергей Александрович и Павел Александрович с супругами.
Облизнув губы и перекрестившись, шестнадцатилетняя Аннушка шагает из
полумрака кулис на сцену.
Ох, и натерпелась она в тот день ужаса! Особенно когда, оступившись в
пируэте, упала на суфлерскую будку! Впрочем, она танцевала юношески
весело и мило, и так легко переступала своими красивыми, тонкими ногами
с необычайно высоким подъемом, что, казалось,
вот-вот улетит. Древняя старуха, графиня Бенкендорф, известная своим
пророческим даром, лорнируя дебютантку, сказала: “Так и упорхнет из
России”… Выйдя из училища, Павлова поселилась на Коломенской
улице (до театра на пролетке — минут сорок). Скромно, зато хватает на
собственную горничную! Впрочем, швейцар, стоящий у входа в театр, то и
дело забывает ей поклониться, и весь кардебалет судачит о том, какие
дешевые гримировальные принадлежности, какие потертые трико и тюники,
какие простенькие атласные туфельки у этой девчонки, которой почему-то
порчат большое балетное будущее! Скоро
Аннушку взяла под свое покровительство сама Матильда Кшесинская — прима
Мариинки, состоявшая в разное время в любовницах чуть ли не у всей
мужской половины дома Романовых, включая цесаревича Николая
Александровича (ставшего впоследствии императором Николаем Вторым). На
своих журфиксах Кшесинская настойчиво сводила Павлову с Великим Князем
Борисом Владимировичем, и Аннушке казалось, что Великий Князь смотрит
на нее с тем же жадным выражением, что и на раковые шейки в консервах —
свою любимую закуску к чаю… Однажды Матильда позвала Аннушку в свою
спальню, где в углу был оборудован особый тайник с драгоценностями. Они
рассматривали ювелирные шедевры, сидя прямо на полу, и Ксешинскаядаже
подарила своей юной товарке прелестный карандаш из платины с
бриллиантами и рубинами: “Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит
по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый
возлюбленный”. А потом, вечером, перед спектаклем, когда все артисты
стояли у окон и кланялись Их Величествам и Их Высочествам, Матильда
кивнула в сторону Бориса Владимировича: “Смотри, Аннушка, не упусти!”. И никому из балетных, славящихся распущенностью
нравов даже среди актеров, было неведомо, что Павлова меньше всего на
свете хочет стать содержанкой. Не даром она еще в детстве хлебнула
ощущения позорной незаконности своего положения! И теперь точно знала:
без перспективы выйти замуж своего сердца никому отдавать не должна!
Вот тут-то в ее жизни и появился Виктор Эмильевич Дандре… Продолжение, следует…
|