Маргарете фон Тротта (Margarethe von Trotta) родилась 21 февраля
1942 года в Берлине. Она мечтала выступать с воздушными акробатами под
куполом цирка и писать книги, но выбрала профессию актрисы. Работала в
театре, снималась у Райнера Вернера Фасбиндера, Герберта Ахтернбуша,
Фолькера Шлёндорфа. Со Шлендорфом ее связывал на протяжении многих лет
брачный и творческий союз: они вместе сочиняли сценарии, вместе снимали
фильмы. В соавторстве супругов родилась, например, классическая уже
картина "Поруганная честь Катарины Блюм" по новелле Генриха Бёлля. С
1977 года Маргарете фон Тротта работает самостоятельно как режиссер. На
волне популярности европейского авторского кинематографа победила с
фильмом "Свинцовые времена" на кинофестивале 1981 года в Венеции и
таким образом закрепила свою мировую известность.
Начиная с дебютной режиссерской картины "Второе пробуждение Кристы
Клагес ("Das zweite Erwachen der Christa Klages"), все без исключения
фильмы Маргарете фон Тротта вращаются вокруг одной единственной темы.
Женщина – центр ее мироздания. Но не просто женщина, а сильный,
волевой, вдумчивый, эмансипированный, осознающий свою сущность и
предназначение человек. Частные истории из жизни ее героинь приобретают
универсальное звучание.
Новый фильм "Видения – Из жизни Хильдегарды Бингенской" ("Visionen –
aus dem Leben der Hildegard von Bingen") рассказывает о знаменитой
немецкой монахине, которую в мрачном 12 веке запросто могли сжечь на
костре, но не сожгли, а внимательно слушали и императоры, и церковная
власть.
Bildunterschrift:
Deutsche Welle: Когда и при каких обстоятельствах Вы в первый раз открыли для себя Хильдегарду Бингенскую?
Маргарете фон Тротта: В 70-е годы прошлого века участницы
набиравшего силу движения за права женщин стали искать в истории
образцы для подражания. Известных примеров было не много. Ведь испокон
веков историю писали и творили мужчины, а о женщинах умалчивали, ничего
он них не рассказывали, как будто и не было их вовсе в истории. И вот
во время поисков забытых историей женщин мы натолкнулись на Хильдегарду
Бингенскую. Потом началось увлечение альтернативной медициной и
гомеопатией. Люди стали больше интересоваться целебными свойствами
трав. И в этом контексте снова всплыло имя Хильдегарды Бингенской. Это
было начало 80-х годов. Уже тогда я всерьез подумывала о том, а не
снять ли фильм об этой женщине, и даже начала работать над сценарием.
Но тогда мне показалось, что будет очень сложно найти продюсера для
картины, и я оставила эту затею.
Bildunterschrift:
- Чем привлекла Вас эта средневековая монахиня?
- Ну, прежде всего, она - часть нашей ранней истории, и потом,
говоря сегодняшним языком, редкостный многопрофильный талант. Она -
мистик, но при этом оставалась реалистом и прагматиком до корней волос.
Умнейшая женщина, которой пришлось бы при обычных обстоятельствах
зарыть свой талант в землю, потому что в средние века женщины не имели
права голоса. Единственную возможность быть услышанной широкой публикой
давал статус прорицательницы, признанной Папой Римским. Но и в этой
роли Хильдегарда Бингенская - исключение. В ее время было много
экзальтированных особ, познавших божественные откровения в состоянии
религиозного экстаза. Хильдегарда же переживала свои видения, будучи в
здравом уме.
Разумеется, она верила в Бога и в то, что ее видения посланы ей
Всевышним. Тогда все люди верили в Бога и в Сатану, в рай и ад.
Интересно то, как Хильдегарда использует свои видения. Ведь ей как
женщине суждено было провести жизнь в уединении, безвестности и
послушании. К тому же она была в монастыре, из которого после принятия
монашеского обета уже нет дороги обратно. Она использовала свои
видения, чтобы добиться статуса "провидицы". Это был рискованный шаг,
потому что ее вполне могли бы признать и еретичкой, одержимой дьяволом,
и отлучить от церкви.
- Каким образом Хильдегарде удалось завоевать доверие современников?
- Она обладала большим дипломатическим чутьем, разбиралась в людях и
знала, как использовать человеческие слабости. В послании к Бернару
Клервоскому, в то время влиятельному аббату и известному
теологу-мистику, она представляется "смиренной женщиной и
служительницей". Сначала она добилась разрешения придать публичной
огласке свои видения, а потом – и это ее важный революционный шаг – с
помощью видений добилась того, что ей позволили основать свой
собственный монастырь. Она оставила провинциальный Дизибоденберг и
переехала в Бинген на Рейне, перекресток торговых и паломнических путей
вблизи Майнца, где находилась штаб-квартира влиятельного тогда
архиепископства. Здесь она была ближе к миру, получала последние
новости из области медицины, имела лучший доступ к интеллектуальным
богатствам своей эпохи.
Bildunterschrift: Плакат к фильму "Видение - Из жизни Хильдегарды Бингенской"
- Чем особенно интересна Хильдегарде Бингенская для нас?
- В фильме лейтмотивом звучат две темы, весьма актуальные в
контексте сегодняшнего времени. Во-первых, Хильдегарда проповедовала
популярный ныне целостный подход в медицине, согласно которому человека
нужно рассматривать в совокупности физических, психических и душевных
аспектов. Ее девиз: "Сначала выздоравливает душа, за ней и тело".
Во-вторых, Хильдегарда предостерегала, что природа, которую она
называла "элементы", может обратить свою силу против человека и даже
уничтожить его, если человек будет ее систематически разрушать. Кроме
того, интересно ее музыкальное наследие как композитора. До нас дошли
около 90 сочинений Хильдегарды в различных жанрах духовной музыки.
- Одно из этих сочинений, ораторию "Ряд добродетелей" ("Ordo virtuum"),
монахини в Вашем фильме разыгрывают в белых полупрозрачных одеяниях, с
цветами в распущенных волосах. Неужели позволялась такая вольность в
мрачном средневековье?
- Да, именно так и было. Все достоверно и подтверждено историческими
документами. В определенные праздничные дни монахини Хильдегарды
Бингенской облачались в белые шелковые одеяния, распускали волосы,
надевали украшения и венки из цветов. Судя по всему, в монастыре под ее
началом сформировалась очень жизнерадостная и невинная девичья коммуна.
Сама настоятельница говорила, что в раю не было уродства, и потому они
как девственницы с правом на райскую прописку могут наслаждаться своей
красотой. В бенедиктинском ордене было две установки. Одна - на строгий
аскетизм вплоть до самобичевания, что отвергала Хильдегарда. Другая
установка, жизнеутверждающая, позволяла черпать и радость в религии. В
начале фильма есть сцена, в которой Хильдегарда, еще ребенок, видит,
как ее духовная мать, монахиня Ютта фон Шпонхайм, истязает себя в
надежде через страдания приблизиться к Богу. Эта сцена самоистязания
оставила глубокий след в душе Хильдегарды. Она сама никогда не
занималась самоистязанием и не требовала этого от других. Она была
против строгого соблюдения Поста. Для нее вера олицетворялась с
радостью и любовью к человеку.
Bildunterschrift: Кадр из фильма Маргареты фон Тротта "Видение - Из жизни Хильдегарды Бингенской"
- Хильдегарда Бингенская продолжает череду сильных женских персонажей в Вашем творчестве…
- Да, они сильные, но никто из них не застрахован от слабости. Я
никогда не пытаюсь представить моих женщин в ореоле героического
совершенства. Они сильны тем, что не пасуют перед трудностями и идут
своим путем несмотря на сопротивление. Хильдегарда Бингенская мечтала
основать монастырь и она добилась этого вопреки всему. Слабость она
проявила в тот момент, когда стало ясно, что у нее хотят забрать ее
любимую послушницу Рихарду. В этой ситуации Хильдегарда ведет себя либо
как несчастный ребенок, либо как фурия – и то и другое подтверждают ее
собственноручные письма. Вот такие моменты, когда обнажается душа во
всем ее противоречии, мне очень нравятся.
Автор: Concorde Filmverleih / Элла Володина
Редактор: Ефим Шуман
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4718304,00.html