Анна Толстова КоммерсантЪ
В
Нью-Йорке на 75-м году жизни скончалась Жанн-Клод, жена и соавтор
классика ленд-арта Христо. В прошлом году их творческому дуэту
исполнилось 50 лет.
Упакованный в серебристую ткань Рейхстаг,
обернутый золотистой материей Пон-Неф, белая полотняная изгородь
высотой 5 м и длиной 40 км, разрезавшая пополам Калифорнию, нейлоновая
ширма длинной 381 м и высотой 111 м, перегородившая долину реки
Колорадо, 7,5 тыс. ворот с шафранными занавесями на дорожках
Централ-парка — все это классика ленд-арта. Десятки усовершенствованных
с помощью гигантских полотнищ ландшафтов: многие годы усилий по добыче
денег и разрешений, чтобы переделать земной пейзаж всего на пару
недель, а то и на пару часов. До 1994 года их совместные работы
подписывались именем Христо, но потом справедливость была
восстановлена, и появился новый бренд "Христо и Жанн-Клод". Кажется,
дуэт Ильи и Эмилии Кабаковых был слеплен по этому образцу.
Статей про Жанн-Клод Дена де Гийбон не найдешь
в феминистских словарях художниц — у нее была неправильная с точки
зрения феминизма жизненная позиция. Жанн-Клод говорила, что художницей
ее сделала любовь, а если бы Христо был дантистом, то и она бы
переквалифицировалась в зубного врача. Они встретились в Париже осенью
1958-го — он как раз начинал упаковывать разную дребедень в тряпки.
Христо Явашеву, эмигранту из Болгарии, недоучившемуся в Софийской
академии художеств, заказали писать портрет ее матери, героини
Сопротивления и супруги бравого деголлевского генерала. Забавное
совпадение: оба родились в один и тот же день, 13 июня 1935 года.
Вскоре они поженились: Жанн-Клод сбежала к портретисту от законного
мужа, и де Гийбоны были не в восторге от выбора дочери, образованной (с
дипломом по классической филологии) девушки из приличной семьи. В
1964-м супруги уехали в Нью-Йорк, успев, правда, прославиться в Париже.
В знак протеста против строительства Берлинской стены они перегородили
улицу Висконти стеной из бочек для бензина, и ей, зеленоглазой ведьме с
копной огненно-рыжих волос, удалось заговорить зубы полицейским —
баррикада простояла несколько часов до появления репортеров и критиков.
Слова в этом концептуалистском дуэте были ее
прерогативой. Христо делал эскизы, Жанн-Клод говорила с критиками и
галеристами. Ему плохо давались иностранные языки, французский он так и
не осилил, а она как-никак была филологом и умела находить правильные
формулировки. В общем, вскоре их уже выставляли в галерее Кастелли и
приглашали в Кассель на Documenta. На ней также был фандрайзинг,
бесконечные согласования и руководство командой: проекты Христо и
Жанн-Клод, кажется, самые дорогостоящие и человекоемкие во всем мировом
ленд-арте. Только на установку "Зонтиков" (1760 желтых на ранчо Тиджон
в Калифорнии и 1340 синих в префектуре Ибараки в Японии, каждый 6 м в
высоту и 8,6 м в диаметре) в 1991 году потребовалось 2 тыс. рабочих и
$26 млн. Впрочем, все деньги на свои мегаломанские проекты они
зарабатывали сами — продажей эскизов и документации работ. Таков был
основополагающий принцип: искусство — это свобода, в том числе и от
частной собственности, так что само произведение ленд-арта не может
быть продано — продаются лишь воспоминания о нем в виде фотографий и
киносъемки.
Как должен выглядеть законченный шедевр, знали
только они двое, поэтому летали всегда в разных самолетах: если
разобьется один, дело завершит другой. Христо обещал довести до конца
все начатые проекты: укутать покрывалом реку Арканзас в Колорадо и
возвести огромную мастабу из бочек для бензина в Объединенных Арабских
Эмиратах. "Художник не выходит на пенсию, он умирает",— сказала
Жанн-Клод в одном интервью. Она завещала свое тело ученым для
экспериментов. На сайте christojeanneclaude.net размещена просьба к
поклонникам не присылать цветов, а потратить лишние деньги на
благотворительность.
|