Куклы Барби, обвиняемые
в том, что изображают женскую фигуру далекую от реальности, широко осмеяны феминистками
еще с тех пор, как 50 лет назад появились в продаже.
Тем не менее,
учитывая, как много образов примерила на себя Барби за эти годы, стоит ли создать
«феминистку Барби»? Если да, то как она может выглядеть? Без шуток о
бесформенных робах и растительности на теле. (Это — стереотипные представления
о том, как выглядят феминистки. — Прим.
переводчика)
Существуют женщины
разных форм и размеров, — они презирают несовместимые с жизнью физические параметры
Барби, —поэтому феминистки тоже могут
выглядеть как угодно. У Барби есть костюмы для танцев и для того, чтобы сидеть
перед телевизором, для заседания Совета директоров и для чистки туалета,
поэтому неразумно создавать специфический образ Барби-феминистки. Любой из ее образов
потенциально пригоден для этого. И так же, как невозможно делать выводов, в
какой одежде кукла Барби — феминистка, а
в какой — нет, невозможно судить о книгепо ее обложке.
Тем не менее, на прошлой неделе на страницах
газеты «Гардиан»Либби Брукс сделала это, высмеивая мою книгу «Путеводитель по
феминизму для плохих девочек» (TheNoughtieGirl'sGuidetoFeminism), за сходство с
городским женским романом (Литературное направление, зародившееся в
конце 20 в.; романы этого направления повествуют о молодых женщинах,
стремящихся добиться успеха в профессиональной карьере и во взаимоотношениях с
мужчинами. Определение из словаря). Но это
было сознательное дизайнерское решение, чтобы обратиться к читателям, которые
обычно не берут в руки книги со словом «феминизм» в заголовке. Это та целевая
группа читателей, те женщины и мужчины, кто начинают беседу с фразы: «Я не
феминист(ка), но…», и тем не менее поддерживают феминистские лозунги о равной
оплате труда и справедливом распределении домашних обязанностей.
Эти «нефеминисты»
(feminisn'ts), как я их называю, отмежевываются от
феминизма, потому что чувствуют, что быть феминисткой (феминистом) означает выглядеть
определенным образом и причислить себя к определенному конкретному набору
убеждений.
Я считаю, что феминизм
основывается на двух убеждениях: равенство и свобода выбора. На
требованиях, чтобы женщинам были предоставлены равные права на получение работы,
зарплаты, прав собственности. На установлении одинаковых стандартов в
рассуждениях о сексуальном и любом другом поведении в отношении мужчин и
женщин, когда речь идет повседневной жизни.
И чего феминизм не делает, так это не говорит
вам, какой выбор вы должны сделать. По существу это означает, что женщина может
совершать много традиционно феминистских поступков: использовать определение Ms,
сохранять девичью фамилию после вступления в брак, делать успешную карьеру и
разделять домашние обязанности. Ноонатакжеможетэтогонеделатьиоставатьсяприэтомфеминисткой.
Я прошла под огнем критики чтобы, как сказал один
из критиков, сделать концепцию феминизма менее пугающей. Феминизм не должен
быть пугающим или побочным движением. Этодолжнобытьвоблаговсегообщества.
Может быть, ключевая
разница между мной и моими критиками в том, что я стремлюсь взглянуть на нашу повседневную
жизнь в контексте общества, в котором мы живем. Они, похоже, предпочитают идею свержения
патриархата, убежденные, что мужское
общество действует в ущерб интересам женщин. Не думаю, что это возможно —
переделать общество заново в соответствии с политикой равных возможностей. Но если
это только намерение просто обесценить идею индивидуального выбора предписаниями
матриархата, я не уверена, что хочу этого.
Мой феминизм — это
реализм, который каждый день сталкивается лицом к лицу с вопросами и
необходимостью делать выбор, что надеть, либо какой нанести макияж, кто готовит
обед, либо кто определяет безопасный маршрут до дома, либо кто продвигается по
службе и так далее. Рассматривать необходимость выбора в этих областях как
эгоизм —это лень, потому что нет
ничего по сути эгоистичного в принятии собственного решения, при условии, что
ваш выбор не сказывается отрицательно на других.