Мусульманка сегодня. Взгляд Запада и Востока на правовой статус женщины в ислам
Шахзода Абдураимова
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. В зерцале отражен прекрасный облик твой. Зерцало чисто, дивный лик пленяет красотой. Как драгоценное вино в прозрачном хрустале В глазах блистающих твоих искрится дух живой.
Саади Ширази
Образ
женщины в исламе, мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты
от посторонних глаз, всегда привлекал к себе внимание поэтов и
писателей, ученых и журналистов и всех, кто интересуется Востоком.
Проходили столетия и эпохи, одна общественная система заменяла другую,
а загадочный образ мусульманки оставался неизменным. Между тем
изменились положение мусульманской женщины, ее внутренний мир, но
границы семьи и дома, плотное покрывало надежно скрывали эти изменения
от любопытствующих взглядов. В какой бы стране она ни жила, на каком бы
языке она ни говорила, кем бы ни работала, она ощущала и называла себя
"муслима" (мусульманка), чувствовала свою принадлежность к единой
универсальной мусульманской общине – умме, осознавала себя
продолжательницей традиций, входящих к великим женщинам ислама,
окружившим пророка Мухаммада. [1]
Однако в последнее время
наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам,
так называемого женского вопроса в странах ислама: по правам и свободам
женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту
гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это
связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом
феминизма и усилением "женского фактора" в мировой политике. Однако
большинство этих публикаций несет экстравертный характер - они связаны
с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций,
экономических возможностей, семейного положения. Внутренний мир
мусульманки по-прежнему остается терра инкогнита для западных
исследователей. Во многом это объясняется изоляционизмом исламской
женщины, тем, что ислам ревниво защищает ее от взглядов посторонних,
свято чтит границы обители, в которой она живет.
Говоря о
проблеме положения женщины в мире ислама, хотелось бы отметить еще один
важный факт: очень часто эта проблема становится предметом
преднамеренных конъюнктурных спекуляций. Западные политологи либо ложно
трактуют отношение ислама к женщине, либо стремятся показать
мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления мужчин.
Читая книги, публикуемые западными исследователями по вопросу прав
женщин в исламе, становишься свидетелем того, что человек, не живущий в
исламском мире, не может правильно и конкретно донести до читателя всю
суть данного вопроса, адекватно оценить равноправие между мужчиной и
женщиной в исламе. Порой встречаешь совершенно чуждые исламу примеры
равноправия мужчины и женщины, а так же неправильные толкования хадисов
и Корана. Выдвигаются концепции, заключающие в себе идею возвышения
женщины над мужчиной, и приводит к тому, что женщина стоит на много
рангов выше мужчины. Неправда ли, это совершенно не соответствует
концепции ислама, где говорится о том, что и мужчина и женщина
сотворены из одного духа и равны перед Аллахом.
Так, в книге
"Гендерное образование и права женщин в мусульманском контексте",
Мириям Кук, профессор арабской филологии, призывает мусульманок
присоединиться к мировому феминистическому движению и использует такой
термин как "исламский феминизм". Странное словосочетание, не правда ли?
Два совершенно противоречивых термина, "ислам", т.е. "покорность" и
"феминизм" - "борьба за верховенство женщины", вдруг соединяются в одно
словосочетание и требуют от читателя правильного понимания данного
термина. Здесь надо отметить, что феминизм - это сугубо западная идея и
никак не может пересекаться с исламским пониманием прав женщин.
Таким
образом, если целью западного феминизма является обретение женщинами
аналогичных с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит
свою задачу в том, чтобы они смогли в полной мере выполнить свое
женское предназначение. Непонимание этого положения свидетельствует о
том, насколько и в мужчинах, и в женщинах глубоко укрепились
патриархальные представления. Кроме того, все глубоко убеждены в том,
что внешняя, общественная, публичная деятельность гораздо важнее и
значимее, чем внутренняя, личностная, духовная. А ведь Востоку, не
только мусульманскому, такое понимание смысла человеческого
существования несвойственно.[2]
Вопросом прав женщин в исламе, в
свою очередь, наряду с западными исследователями, также занимаются и
ученые мусульмане. В отличие от своих западных коллег суждения проблемы
статуса женщины в исламе идейно отличаются. Порой можно увидеть, что
приводятся похожие примеры из Корана и хадисов, касающиеся прав женщин
в исламе, но их толкования совершенно не одинаковы и преследуют
различные цели. Так, если обратиться к исследованиям, проводимым
специалистами исламского права в Узбекистане, то можно заметить, что
целью их работ является стремление показать всю красоту женщины как
матери, супруги и покорной рабыни Аллаха. Привести читателя к тому, что
роль женщины в мире важна и несет за собой ответственность перед
обществом и Всевышним.
Изучить также суть равноправия мужчины и
женщины в рамках ислама, ведь ислам, в отличие от других
монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно
утверждает равенство мужчин и женщин. Они в равной мере являются
творением Всевышнего. Созданы для того, чтобы выполнять равные
обязанности, главной из которых является ибодат – религиозное
поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. При всем том, что в
Коране мы встречаем общесемитский сюжет об искушении и грехопадении
Адама и его супруги, в исламе отсутствует концепция вины женщины за это
грехопадение.[3] В отличие от иных монотеистических религий на
представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного
греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их первоначальное
состояние чистоты – фитру. Еще примером того, что мусульманские ученые
призывают женщину к выполнению ее непосредственных обязанностей и
сохранению исламских традиций, можно привести следующее высказывание из
книги "Права женщины в исламе" Н. Юсуповой, занимающаяся вопросами прав
женщин в исламе на протяжении нескольких лет, что любое благое дело,
совершаемое женщиной, и та работа, которую она выполняет на пути
служению Всевышнему, это может быть домашняя работа, воспитание детей,
благоустройство дома, помощь супругу и т.д., будет оценено и
вознаграждено по достоинству Всевышним в судный день. [4]
Вышеуказанное
показывает концептуальное различие между исследованиями западных и
восточных ученых в области прав женщин в исламе. Становится ясным, что
понимание роли современной мусульманки для западного человека
кардинально отличается от понимания восточного. Восточному человеку
понятно, что женщина-мусульманка не может бороться только за права
женщин, ее статус и положение неотделимы от положения других членов ее
личной семьи. Символом и смыслом ее политической деятельности может
быть борьба за возврат к нормам, ценностям и законам раннеисламской
общины. В этом смысле все западные движения феминистского толка,
которые провозглашают индивидуализм, неограниченную личную свободу и
полную общественную открытость, обречены на неуспех. Но самое главное,
различия между западными и исламскими традициями можно увидеть, что
западные люди всегда стремятся к индивидуальности, в то время когда
индивид в исламе никогда не обладал и не будет обладать всей степенью
индивидуальной свободы, подобно жителю западного мира, в любом случае
он остается в семье, под ее присмотром и, соответственно, контролем.
Так, для мусульманки интересы семьи всегда превалируют над ее личными
амбициями и интересами. Собственный "персонализм" не имеет для нее
такого самодовлеющего значения.
Личные устремления, карьерный
рост, профессиональное совершенствование немедленно исчезают, если они
идут в ущерб ее семьи. Наверное, для многих мусульман будет странным
такое понятие, как борьба за права, ведь ислам как правовая система
закрепляет в себе все права не только женщины или мужчины, а человека в
целом. Вы согласитесь с нашим мнением, что и мужчина и женщина - это
одно целое, их ни в коем случае нельзя разделять и нельзя сказать, что
мужчина главнее или, что женщина главнее. Поверьте, как без мужчины,
так и без женщины этот мир был бы неполноценным и у каждого из них есть
своя миссия на земле, свои цели и задачи. Целесообразно если женщина в
силу своих возможностей будет выполнять те задачи, которые стоят перед
ней, так как никто другой не сможет выполнить это в совершенстве кроме
нее. Как пишет в своей книге Абу Хамид ал-Газали "Основы духовности":
"Если в вещи что-то проявлено в совершенстве, значит, ее для этого и
сотворили". Только женщине дана такая ответственная участь, как быть
матерью, продолжать род человеческий, воспитывать достойных личностей,
хранить традиции своей семьи и всегда быть опорой для своего спутника
жизни.
И, подытожив мысли, хотелось привести следующий хадис:
"Если человек верует в Аллаха и в последний день, то, увидев какое-либо
дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте
для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра,
а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь,
а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с
женщинами хорошо". (Хадис приведен Абу Даудом со ссылкой на Абдуллу ибн
Омара.)[5]
Из хадиса видно, что ислам призывает уважать женщину,
любить ее и относиться к ней с уважением. И никакие феминистические
идеи не могут сравниться с идеей защиты и опеки женщин со стороны
мужчин. И сегодня истинная мусульманка думает о благополучии своей
семьи и служении Всевышнему больше, чем о достижениях успеха в
политических или же иных сферах общественной жизни, но в то же время
всегда готова помочь благоустроить и развить то общество, в котором она
проживает.