Гендерные исследования существуют в отечественной науке два
десятилетия. Формальной датой их рождения можно считать апрель 1989
года, когда в очередном номере журнала «Коммунист» – главного
идеологического органа СССР – появилась статья «Как мы решаем женский
вопрос» Натальи Римашевской, Натальи Захаровой и Анастасии Посадской.
«Мы исходим из того, что так называемое естественное разделение труда
между мужчиной и женщиной имеет социальную природу», – заявляли авторы
и ставили вопрос о новой научной дисциплине, содержанием которой
явилось бы изучение социального неравенства, обусловленного полом. Хотя
слово гендер в статье не упоминалось, в ней шла речь о патриархатных стереотипах,
закрепляющих естественность, а, следовательно, неизбежность такого
неравенства, и был обозначен современный подход к отношениям пола как
социальным отношениям или, говоря иначе, гендерный подход.
«Женский вопрос» не только формулировался как социальный вызов, но
из статьи вполне определенно вычитывался призыв к его публичному
обсуждению: адресатом послания исследователей было «большое» общество,
а не только профессиональное сообщество. Это было, по сути дела, актом
публичной социологии, хотя название жанра пришло к нам позже.
Юбилей Первого Всероссийского женского съезда отмечается в России
впервые. Еще десять лет назад ни исследователи, ни активистки
возрождавшегося тогда женского движения об этом событии даже не
подозревали. А сегодня мы празднуем его 90-летие. Для нас этот праздник
имеет особое значение: он позволяет показать, что наряду с православной
или коммунистической традициями в нашей стране существовала и
существует феминистская традиция, существует как органическая часть
российской истории. Правда, в определенный момент она была оборвана и
на долгие годы похоронена. Еще в школе мы прочно запоминали имена
женщин-революционерок - Софьи Перовской, Веры Засулич, Веры Фигнер. Но
другие имена - имена основательниц российского женского движения были
неизвестны даже специалистам по отечественной истории.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Человеческие
эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования
людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.
Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии
между людьми в результате того, что предстают как сложная форма
поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению
к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым
действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него.
Ревновать кого-то — значит относиться с недоверием к словам и поступкам
своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать егона ссору
и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие
чувства переживает человек.
профессор Санкт-Петербургского государственного
университета,
ректор Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.
Человек
ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко
бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы,
например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива,
общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные
группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное
взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения
индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из
них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение
гражданина.